Как стать арт-директором

 
 

Три ведущих арт-директора поясняют, что представляет собой эта профессия, и предлагают несколько советов, как стать арт-директором самому.

Узнайте, что означает быть арт-директором, какие практические навыки для этого необходимы, и какие качества работодатели ищут в кандидате на эту должность. Арт-директор – профессия с громким названием, которую мечтает получить множество людей, однако в это понятие вкладывается разный смысл в разных организациях.

Профессия арт-директора существует в разнообразных творческих сферах деятельности, включая рекламу, торговлю, книгоиздательство, кино и телевидение, веб-дизайн и видеоигры. Как правило, она подразумевает руководство группой дизайнеров, работающих над творческим проектом, но степень ответственности и независимости может различаться.

Мы попросили трех ведущих арт-директоров поделиться своими размышлениями и опытом в этой роли.

Джеймс Фэнтон

Джеймс Фэнтон – дизайнер и арт-директор из Великобритании. Он основал BlimpCreative, коллектив профессионалов, специализирующихся на цифровом дизайне и копирайтинге для интернета и мобильных устройств.

Чтобы понять, что требуется от арт-директора, следует понимать этот термин не только как роль в команде, но и как творческую дисциплину саму по себе.

Будучи арт-директором, вы должны быть лидером, тем, кто вдохновляет и направляет видение команды дизайнеров. Однако те, кто видят себя лишь большими боссами в дизайне, неизбежно обречены на позорный провал. Вы должны уметь распознать талант в окружающих и научиться наилучшим образом использовать свои возможности. Арт-директор, ставящий себя на ступеньку выше остальных – всего лишь зарвавшийся менеджер.

Вдохновитель и наставник

Конечно, в этой профессии есть и элемент руководства. Вам необходимо уметь критиковать чужую работу, устанавливать сроки, соблюдать рамки бюджета и, к сожалению, время от времени наказывать людей за слишком частые «перекуры» и небрежный дизайн. Но первое и самое главное, что от вас требуется – это вдохновлять, направлять и наставлять тех, кем вы руководите.

Роль арт-директора можно сравнить с ролью шеф-повара, смешивающего ингредиенты, чтобы создать меню из восхитительных блюд. Все дизайнеры добавляют частичку себя, своих вкусов и стиля в работу. Даже в жёстких рамках руководящих указаний есть простор для творчества и оригинальности. Роль арт-директора в том и заключается, чтобы распознать и понять, какую изюминку привносит каждый член команды, а затем аккуратно смешать их так, чтобы они дополняли друг друга и, в конечном счёте, создавали захватывающий и гармоничный чувственный образ.

Рассказчик

Все же необходимо понимать арт-дирекцию не просто как визуальный опыт. Основная роль арт-дирекции в том, чтобы донести до публики предоставляемую информацию.

Арт-директор должен принимать во внимание не только визуальное, но и текстовое содержание, брать на себя роль рассказчика, объединяя слова и образы, создавая структуру и порядок через макет и текст, обеспечивая значимость и выразительность, выражая значение и основную идею, что в результате облегчает понимание аудитории. Вы должны быть посредником между писателями и дизайнерами, понимающим обе дисциплины и тесно сотрудничающим с теми и другими.

Человек широких взглядов

По-моему, хороший арт-директор должен быть открыт влиянию, вдохновению и опыту окружающих, ценить их таланты, принимать их сильные и слабые стороны. В то же время он должен ясно представлять, как донести свою идею до читателя, зрителя или пользователя.

Не существует единственно верной формулы для хорошего арт-директора: эту дисциплину не преподают в колледжах дизайна, нет книг или руководств, которые описывали бы ступени к успеху. Каждый арт-директор проложил собственный путь, имеет собственное определение того, какова его роль и собственный подход к тому, как сделать работу и сделать её хорошо. Одни учатся всему этому от наставников, в то время как другие прокладывают путь к успеху совершенно независимо, через свой личный опыт, пробы и ошибки.

Дженни Теолин

Дженни Теолин выступала в роли арт-директора и старшего арт-директора в нескольких компаниях. В настоящее время она работает креативным директором в Soapbox & Sons . Родом из Швеции, сейчас она живет в Лондоне и является также сотрудником веб-журнала Typetoken и заядлым блоггером.

Кто такой арт-директор? Кажется, простой вопрос, но определить чью-то роль в двух-трёх словах бывает удивительно сложно.

Дизайнер, арт-директор, креативный директор – все эти названия необходимы для создания иерархии внутри агентства, для удобства клиентов, а так же для приёма на работу. А такие определения, как «веб-ниндзя», «пиксельный гуру» или «творческий гений», вносят в наш мир еще большую путаницу.

Во многих компаниях традиционная иерархия сменилась группой творческих эрудитов. Спросите любую команду сегодня, и вы увидите, что они разделяют многие рабочие задачи. Копирайтеры халтурят, а арт-директоры пишут, в том числе и статьи для блогов, книг и журналов. Но уменьшает ли это их достоинство как арт-директора?

Творческая кухня

Работая в сфере брендинга, дизайна и рекламы, я прошла через множество разнообразных агентств, от гигантских корпораций, как Interbrand, до более мелких и дружелюбных творческих агентств, как muirhoward.

Во время работы в последних я создавала и развивала идеи для рекламных кампаний, помогала креативному директору создать новаторскую и убедительную стратегию, идеально подходящую клиенту. Я так же руководила, поддерживала и вдохновляла младших сотрудников, инструктировала фотографов, иллюстраторов, художников и ретушёров, — и делала презентации для клиентов.

Человеческие навыки

Для меня главное различие между работой графического дизайнера и арт-директора в том, что я работала больше с людьми, нежели с компьютерами. И поскольку я предпочитаю рассматривать творческую индустрию с человеческой точки зрения, такое сотрудничество стало ключом к созданию захватывающих проектов.

Каковы недостатки профессии арт-директора? Я бы сказала, самым худшим было то, что я не могла воплощать свои идеи сама, и мне приходилось поручать другим соответствовать моим абсурдно заоблачным стандартам. Однако если вы работаете в хорошем месте с хорошими людьми, это станет наименьшей из ваших неприятностей.

Достоинства? Быть окружённой прекрасными, удивительно талантливыми людьми, несмотря на взлёты и падения, трудных клиентов и/или ужасные задания.

Эд Робинсон

Эд Робинсон — фотограф, арт-директор и графический редактор, основатель визуальной консалтинговой компании OneRedEye Visual Communications.

Обычно, одна из главных задач арт-директора – руководить фотосъемками. Я думаю, для начала я поделюсь своим опытом в этой сфере, затем предложу несколько полезных советов для вашей собственной карьеры арт-директора.

Съёмки в раннем возрасте

В очень раннем возрасте мне повезло быть приглашённым на фотосъёмки, организованные моей бабушкой, Джоан Сисли, выдающегося консультанта по визуальным вопросам. А в 12 я оказался на своих первых съёмках, освещавших музыкальный конкурс в Озёрном крае.

Конечно, в этом возрасте я только помогал, но моим глазам предстал мир куда более творческий, чем я предполагал. Не было сделано ни одного кадра с оркестром в концертном зале – нет, Джоан усадила пианиста на кладбище, виолончелиста в туалетную кабинку, а струнный квартет в гребную шлюпку. Естественно, с того самого момента я был заинтригован и хотел внести свою лепту в каждый снимок.

Карьерная дорожка

С того момента прошло несколько лет ассистентства, изучения композиции, руководства, подготовки, развития творческого мышления и медленного осознания того, что у меня есть талант в продумывании и руководстве съёмками, в то время, для корпоративных статей, носивших более рекламный характер, но нацеленных на СМИ по всему миру.

В настоящее время я так же являюсь креативным директором, фотографом и постановщиком – и все благодаря общим навыкам, которые я накопил и развил за время руководства съёмками.

Моя первая кампания

Мой первый полностью самостоятельный и независимый проект был для проспонсированной British Gas кампании, которая называлась «Выйди за рамки» и предназначалась для обучения людей старшего поколения ведению активного образа жизни.

Именно тогда мне пригодились все мои навыки и предыдущий опыт. По замыслу множество пенсионеров должны были встать кругами на ступенях вокруг центра кадра, но актриса Хонор Блэкман, известная по роли Пусси Галор, стала камнем преткновения, так как большинство пенсионеров не желало слушать молодого арт-директора и было гораздо более заинтересовано знакомством с кинозвездой в центре.

Я принял ключевое решение изменить идею и выбрал одного парня с классным лицом и в соломенной шляпе, выбрал пару больших камней и попросил его и Хонор идти навстречу друг другу по пляжу. Это простое решение принесло мне уважение фотографа, клиента и Хонор. Таким образом, это позволило мне определить обязанности арт-директора.

Руководство для съёмок

Исходя из моего опыта, разные съёмки требуют руководства разного уровня и формы, но вот несколько советов.

  1. Предварительное планирование. Работайте с клиентом, фотографом и командой, чтобы определить, какой творческий подход лучше соответствует задачам и рамкам бюджета.
  2. Постановка. Если в команде нет режиссёра-постановщика, арт-директор может взять на себя подбор людей, места и реквизита, необходимых для решения творческой задачи.
  3. Тесно работайте с фотографом и делитесь идеями о том, как лучше выполнить творческую задачу. Ключ в сотрудничестве и взаимном уважении.
  4. Всегда держите под строгим контролем конечный продукт и, позволяя фотографу творить, всё же держите съёмки в рамках поставленных задач.
  5. Создайте хорошие отношения с командой и другими подчинёнными. Будьте дипломатичны, но прямолинейны настолько, насколько это необходимо, чтобы достичь конечной цели.
  6. Будьте гибкими, так как всё редко проходит точно по заранее намеченному плану.

Есть ли у вас все необходимое, чтобы выделиться из толпы и стать арт-директором?

5 советов, как стать арт-директором

Вот советы Дженни Теолин для тех, кто хочет стать арт-директорм.

1. Составьте убойное портфолио.

Портфолио, которое будет противоречивым, пугать, интриговать и будет действительно крутым. Если вы выпускник или студент последнего курса, вероятно, у вас не так уж много «настоящих работ», поэтому заполните его тем, что обитает сейчас в вашей голове. Сделайте его запоминающимся. 90% портфолио, которые я просматриваю, моментально забываются. Лучше подражайте Магритту, чем проклятым рекламам Guiness.

2. Будьте самолюбивы, но не будьте кретинами.

Вы – новое поколение, возьмите то, что уже было сделано до вас, совершенствуйте и улучшайте это! Предлагайте дикие идеи, и пусть они смешиваются и порождают безумные идеи, которые захватят мир. Почему? Потому что крутая идея – это та идея, которая пугает вас до смерти.

3. Заводите друзей – проявляйте интерес к людям и их работе.

Преследуйте своих кумиров и просите их о встрече. Многие любят поговорить о себе, поэтому попросите их встретиться с вами и дать совет, подкинуть пару идей, которые вы могли бы использовать – и показать свои работы! Однако не удивляйтесь, если ваши кумиры в реальности окажутся старыми ворчливыми пердунами. Если вы с ними встретитесь, прежде всего постарайтесь спровоцировать их, показав, что вы лучше, чем они когда-либо были – в правильной обстановке и с правильными людьми, конечно. Поверьте, они хотят, чтобы им бросили вызов.

4. Следите за самыми популярными блогами и трендами.

Не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте двигаться вперёд. Творческий поиск – это одно из преимуществ этой области, поэтому выбирайтесь из своей зоны комфорта и делайте разные вещи по-разному.

5. Покажите себя – с хорошей стороны.

Не стесняйтесь высказываться и пусть вас услышат, но не треплитесь попусту – иначе скорее всего вас ожидает провал.

Что ищут работодатели

Эд Робинсон называет четыре главных качества, которые он искал бы в кандидате на пост нового арт-директора.

1. Приятный характер.

Руководя столькими корпоративными и рекламными съёмками за эти годы, я могу сказать, что эта профессия основана на общении с людьми, поэтому характер и качества личности – один из решающих факторов при выборе арт-директора.

2. Творческие способности

Способность создать что-то по инструкции внешне не имеет ничего общего с творческими способностями.

3. Знания

Предыдущие знания того, какого эффекта можно достичь, используя оборудование фотографа и ретушёра, обязательны.

4. Презентация

Продемонстрируйте хорошее портфолио, которое покажет ваш стиль руководства и то, чего вы хотите добиться.

Источник: CG Magazine