Рассуждения о моде: Раиса Кирсанова, искусствовед, обозреватель моды

 
 

О начале пути

Шанель создала из себя легенду. У нее было тяжелое детство и не было возможности получить образование. Она сумела так повести дела, что в конце концов стала богатой женщиной и ее везде принимали с парадного входа. Армия других художников, работавших в то время, канула в Лету, о них и тогда никто ничего не знал. К их мастерству обращались, но в газетах о них ничего не писали.

Не думайте, что вы завтра проснетесь знаменитыми. Это тяжелый труд. Опыт ученичества иногда затягивается. Вроде ты все умеешь, а до сих пор работаешь на другого мастера. Но подобную школу проходили многие, в том числе и Армани.

О судьбе идеи

Я помню мастера, который принес на худсовет идею оформления зонтика. Он показал замечательный эскиз, рулон великолепной ткани – на белом фоне яркие буквы русского алфавита и зонтик в готовом виде. Но! Проходит 10 лет, и на улице появляются куртки и плащи из ткани в этом варианте, но более тусклой.

О законах развития моды

В тенденциях моды есть научная закономерность. Каждое десятилетие мода развивается от противного. Если в это десятилетие преобладает образ девочки-подростка, то в следующем – романтической женщины «с опытом».

Об истории костюма в России очень мало написано. Мода 1917 года у нас не изучена вообще. Я могу только Вас отослать к пятитомному изданию «Русский костюм», который издавал редакционно-издательский совет Всемирного театрального общества. Там вы найдете прорисовки с фотографий, картин под редакцией художника Рындина, предназначенные для театра. В пятом томе для пьес Горького такая тематика представлена.

В 1914 году женское платье укоротилось, была открыта щиколотка, во время войны уменьшился силуэт, вошла в моду шапочка «квош», ботинки, сумки через плечо. Отношения полов еще отличались от современных.

Только после войны женщины заняли место мужчин, стали носить короткие юбки, публично краситься, надевать перчатки на глазах у публики. До этого подобное зрелище считалось неэстетичным. Перчатка плотно облегала руку. Чтобы ее натянуть, нужно было приложить усилие, сморщиться.

Еще раньше, например, женщины никогда не снимали и не одевали на публике шляпу, потому что ее одевали и снимали вместе с локонами. На портретах пушкинской поры вы видите чудесные головные уборы и не менее чудесные локоны. На самом деле такого количества волос, наверное, ни у кого не было. Локоны прикалывала к шляпе, и это означало, что девушка – хозяйка шляпы – достигла того возраста, когда она уже выезжает на балы.

У меня был случай. В Третьяковской галерее на экспертизе был портрет Тропинина. Рука – Тропинина, но изображенная девушка причесана в стиле конца 40-х годов. А это была артистка Кисилева, знакомая художника, в халате, встречавшемся на его картинах 8 раз. Он лицо и руки напишет, а халат все тот же. Хорошая знакомая, Кисилева позировала ему запросто, в халате, поэтому сняла шляпу с локонами и оказалась в прическе более поздней эпохи.

Один режиссер задал мне вопрос, как Моцарта превратить в панка, и наоборот? Да очень просто. С Моцарта нужно снять парик, и он окажется бритым.

Мне хотелось бы написать историю костюма не с точки зрения этнографа, а с точки зрения истории русской культуры.

О роли народного костюма

Изучайте опыт прошлого, историю костюма. Там очень много идей. Пример: русская коллекция Ив Сен Лорана. Он познакомился в аэропорту с Лилией Брик, стал общаться, его заинтересовало русское искусство. Он взял из русского костюма какие-то идеи – нарушенные пропорции, детали головного убора. Самое главное – он уловил дух красоты. И его коллекция имела успех. Национальная одежда требует творческого подхода. Нельзя сканировать отдельный кусок из исторического костюма и перенести его на современный. У народного костюма есть удивительно современные качества. Он – трансформер. В него поколениями вкладывали огромный труд: ручное кружево, вышивку, ткачество. Поэтому крой был таким, чтобы на любую фигуру эти вещи всегда были впору. Использовали простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг и т.п., а также – орнаментальные композиции. Народный костюм уменьшался и увеличивался без ущерба для композиции.

Сочетание национальной идеи и современной формы способствует успеху. Вспомним успех Ламановой на выставке в Париже в 1925 году. Не имея даже материала, чтобы выполнить модели, она воспользовалась полотенцами, вышитыми и украшенными ришелье, кружевом.

Многие детали костюма не теряют своей актуальности с течением времени. В начале XIX века появились шали – предмет роскоши. С 1802 года из шерсти сайгаков было налажено их производство. Дюрок, наполеоновский генерал, в беседе с Александром I просил продать шаль для Жозефины.

О роли цвета

Цвет обладает колоссальным эмоциональным воздействием. Веками красный цвет был синонимом красивого, цветом праздника. В истории костюма цвету придавалось особое значение. Каждая эпоха во что-то окрашена: фисташковая эпоха Елизаветы, имперский темно-голубой Екатерининский цвет, желтый – Николаевского времени. Эмоциональное воздействие цвета используется в театре: игра в черных сукнах, на контрасте.

Простую графическую форму можно усилить цветом. Есть цвета, расширяющиеся в нашем восприятии. Желтое пятно, круг кажется гораздо крупнее розового или синего. Знаменитый изумруд Нерона – это пластинка зеленого цвета, через которую он смотрел на турнир, чтобы не напрягать глаза. Многие болезни глаз лечили упражнением, при котором люди смотрели на зеленую пирамидку.

О значении костюма

Костюм имеет знаковую природу, это своего рода паспорт человека. По костюму можно узнать и время, и место проживания, и социальную принадлежность.

Существуют социальные предпочтения в одежде. Профессиям, требующим размышлений, соответствует просторная одежда, ловкости – обтягивающая, но не стесняющая движений.

В костюме большую роль играет случай. В повседневной жизни нам нужна комфортная одежда, в которой удобно двигаться, существовать. Однако бывают торжественные события в жизни, когда необходима яркая одежда.

О модных журналах

Слово «гламур» в переводе означает грамматика. И гламурные журналы типа Officiel являются руководствами в мире моды. Неважно, что вы не похожи на эту девушку и не можете купить этот туалет, важно, что теперь вы знаете, к чему следует стремиться, какие есть в моде течения, школы.

Как стать успешным дизайнером?

Современный мир предъявляет очень жесткие требования. Сейчас время молодых и сильных. Однако молодость редко сочетается с опытом. Но потребителями моды являются далеко не юные люди, молодые люди редко бывают состоятельными. Поэтому потребителями всей этой роскоши, труда дизайнера как в области интерьера, так и одежды, являются люди зрелого возраста, а они выбирают то, в чем чувствуют себя комфортно. Все это необходимо учитывать. Каким образом? Принимать во внимание, что модные вещи должны быть разных размеров для разных возрастов.

И еще помнить о том, что человек любит себя приукрасить. Очень интересны новации не кроя, формы, а образа, то, как будет ощущаться ваш персонаж на сцене, потому что подиум – это сцена.

Кроме того, жизнь человека состоит не только из праздников, но и из будней, повседневности. Подиум – это одно, а практическая жизнь – другое. Людям нужны разумные носибельные вещи. Поэтому наряду с коллекционными вещами, цель которых – показать ваш культурный, интеллектуально-художественный уровень, следует подумать о повседневной одежде. Чем больше тираж, тем лучше, тем больше покупателей. Вообще все крупные дома моды зарабатывают деньги не на коллекциях, а на аксессуарах, духах, имени. Одна-две дорогие вещи, купленные состоятельным заказчиком у художника, не дадут ему того, что сотни, тысячи вещей, купленные бедными. Только тогда рождается имя. Миллионы шарфиков Ив Сен Лорана покупают по всему миру, тогда как его туалеты доступны единицам.

О современной моде

Меня поражает количество идей, которое есть у молодых модельеров, художниках. Я являюсь членом жюри конкурса. Была одна коллекция, которая мне показалась очень интересной. Это коллекция молодой девушки, только что окончившей технологический институт, посвященная денди. У нее появилась концепция дендизма. Она показала не ставшую привычной униформу денди (фрак, белый галстук…), а очень современные костюмы для визитов, охоты и т.п.

Что значит быть модным? У нас и для Запада мода воспринимается по-разному. У нас в бриллиантах можно появиться везде. Французы удивляются, что мы скупаем квартиры. Скупка недвижимости считается неприличным. Это связано с менталитетом. В России долгое время все были раздеты, разуты, бедные, голодные. Теперь дорвались.

Вкус надо воспитывать. Хотя это сложно. Как объяснить гражданам, что подъезд – это продолжение квартиры, в которой ты живешь? Одежда, с одной стороны, определяет статус. Но, с ругой, стороны, очевидно, некоторых во что ни переодень, но пластика, умение носить одежду и вести себя сразу выдает настоящий социальный статус.

Мода всегда была социальной. Но общество делится не только на классы, классы состоят из слоев, каждый из которых всегда имел свою моду, свою субкультуру. Но сегодня у нас в России одна субкультура – власть денег.

Дедушка братьев Бахрушиных, которые подарили Москве Театральный музей, путешествовал с мешком сухарей и делал перчатки. Понятно, что лайковые перчатки делают не из собак лаек, но тем не менее их называл живодерами. Дедушка копил каждый грош и передал накопленное своим детям, которые смогли дать образование его внукам. Титул и богатство накапливались поколениями, а не по Салтыкову-Щедрину: «Неизвестно, откуда выскочило, неизвестно, куда и денется».

Источник: Девичник