Сергей Типалин. О работе технолога и обработке металлов

 
 

Профессор кафедры «Обработка металлов давлением и аддитивные технологии» факультета машиностроения Московского политехнического университета

– Ваша кафедра относится к факультету машиностроения. Что такое машиностроение?
– Машиностроение — это отрасль промышленности, занятая производством различных машин и оборудования для них. Причем не только автомобилей. Ракета, подводная лодка, эскалатор, стиральная машина, различные станки — все это машины. А с развитием технологий их спектр станет еще шире.

– Для чего металлы обрабатывают давлением?
– Эта технология применяется в тех случаях, когда нужно получить много качественных изделий или заготовок для них. Например, именно штамповкой делают кузова автомобилей, корпуса компьютеров и стиральных машин, монеты и медали, ножи и ложки, болты, гайки и гвозди, имплантаты, детали сельскохозяйственных машин и детали самолетов и многое другое.

– Какие специалисты нужны в машиностроительной отрасли?
– Одна из ключевых профессий на современном производстве — это профессия технолога.

– Чем занимается этот специалист?
– Технолог — это специалист, который определяет последовательность изготовления того или иного изделия; оценивает технологичность и принимает решение о выборе рациональной технологической цепочки.
Если дизайнер разрабатывает внешний вид машины, конструктор решает, как именно она будет работать, то технолог придумывает, как получить готовое изделие, причем такое, которое не рассыплется по дороге от завода к конечному потребителю, и прорабатывает технологический процесс, при котором затраты на производство будут минимальными.

– Что обычно включает в себя технологический процесс?
– Он включает в себя подбор материалов, из которых будет сделано изделие, подбор оборудования, на котором оно будет изготовлено, а также выбор режимов и инструментов. Ведь одно и то же изделие можно получить несколькими способами. Например, его можно отлить — расплавить металл, подготовить форму, залить в нее жидкий металл и получить готовое изделие. Это достаточно дешевый способ, но получить им качественную заготовку тяжело. 
Второй способ — штамповка, т.е. обработка металла давлением, когда один инструмент вдавливает материал в другой инструмент. При этом используют как небольшие компактные прессы, так и крупногабаритные гидравлические либо механические прессы, которые готовы за один рабочий ход или удар произвести формообразующую операцию и получить полуфабрикат, максимально близкий конечному изделию. Изделие выходит очень качественное. Оно способно выдерживать динамические нагрузки, не разваливается при вибрации. В зависимости от серийности производства технологи оценивают возможность применения той либо иной технологии обработки металлов давлением. Экономическая сторона вопроса определяется рядом показателей, среди которых не последнее место занимает и серийность изделия. Неоспоримым «плюсом» технологии является ее гибкость и возможность адаптации методов ОМД к различным условиям производства.
Можно также получить заготовку резанием: взять кусок металла и снять с него лишнее. Но при этом большое количество материала перейдет в отходы, это все скажется на себестоимости, а при больших нагрузках изделие может развалиться.

– После того, как технолог проработал технологический процесс, он передает работу другому специалисту?
– В крупных компаниях может существовать несколько технологов, каждый из которых имеет свою специализацию. Кто-то из них будет подбирать оборудование, кто-то — разрабатывать технологический процесс, кто-то — следить за его исполнением. Однако в маленьких фирмах обычно технологи совмещают все перечисленные функции.

– Почему вы решили заняться обработкой материалов давлением?
– Я считаю, что это одно из самых перспективных направлений. У нас высокопроизводительное оборудование, его скорость может обеспечивать выпуск тысяч изделий в минуту, а на выходе получается сразу готовое изделие.

– Какие вузы выпускают хороших технологов?
– Хороших технических вузов у нас в стране много. Например, можно пойти учиться в Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский авиационный институт. И, конечно, не могу не назвать Московский политехнический университет. Он объединил под собой целый кластер вузов, поэтому преподаватели кафедры «Обработка материалов давлением и аддитивные технологии» имеют разную специализацию в ОМД — машиностроительные производства, металлургические производства, ВПК и т.д.

– Вы упоминали, что в крупных компаниях технологи могут иметь разные специальности, и в зависимости от этого разнятся их обязанности. Специализацию нужно выбирать еще в вузе?
– Нет, в вузах люди обычно выбирают определенную направленность подготовки. В частности, на нашей кафедре это обработка материалов давлением. При этом мы учим и технологов, и конструкторов, и специалистов в области цифровых технологий подготовки производства в области ОМД.

– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать технологом?
– Нужно больше внимания уделять математическим и естественным наукам. Также пригодится программирование — без компьютера сегодня ничего не сделать.

– Какие компьютерные программы используют технологи?
– Эти специалисты используют программы для моделирования различных производственных процессов. Наши студенты работают в программном комплексе AutoForm, который позволяет моделировать технологию получения листовых деталей; в программном комплексе Q-Form, позволяющем моделировать технологии объемной штамповки, т.е. для прогнозирования заполнения формообразующей полости инструмента либо появления дефектов еще на этапе проектирования технологии.

– Какие компетенции должны быть у технолога?
– Представителям практически всех специальностей в машиностроении нужно быстро учиться. Также технолог должен уметь работать в команде. Если к нему приходит дизайнер и показывает картинку с будущим изделием, технолог не должен говорить «ты все сделал плохо, эту вещь невозможно изготовить». Если конструктор предлагает, как будет работать изделие, технолог не должен отвечать «Нет, мы так не будем делать — это дорого». Он должен вместе с этими специалистами прийти к компромиссу и создать изделие, которое будет красивым, функциональным, и при этом его можно будет изготовить быстро и недорого.
Еще одно важное качество, которого порой не хватает многим специалистам, — умение следить за временем и добиваться поставленной цели за тот срок, который у них есть.

– В каких областях, помимо машиностроения, могут работать технологи?
– Они могут работать везде, где есть технологии, — например, в химической или пищевой промышленности. Невозможно испечь хлеб или создать лекарство, если смешать ингредиенты не в той последовательности и использовать неправильные режимы.

– Какой карьерный рост может быть у технолога?
– Нередко выпускники нашей кафедры устраиваются на предприятия технологами после бакалавриата, а к концу магистратуры уже становятся либо начальниками отдела, либо заместителями начальника цеха.

– Сколько получает технолог?
– Его зарплата зависит от опыта работы. У начинающего специалиста после бакалавриата она составляет 30–50 тысяч рублей. У того, кто закончил магистратуру, — 45–70 тысяч рублей. В Москве специалист с опытом работы получает от 70 до 120 тысяч рублей в месяц.

– Чем может заняться технолог, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Если это человек с твердыми знаниями, он всегда может передать их другим и стать преподавателем. Кроме того, он может разрабатывать программы, которые в будущем будут использоваться для проектирования, моделирования и т.д.
Кроме того, технолог может сменить область, и из машиностроения перейти, к примеру, на производство обуви.

– Существуют ли кружки, на которых дети могут попробовать себя в роли технолога?
– Московский политехнический университет дает такую возможность; фактически, каждый месяц на Днях открытых дверей. Например, 30 сентября, а потом 23 декабря мы на факультете машиностроения провели целых два мастер-класса. Один был по литью, на котором ребята узнали, как происходит отливка тех или иных деталей, а второй — по штамповке. Школьники самостоятельно вручную и на прессе штамповали различные медали и значки.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о профессии технолога?
– Советую цикл передач «Как это работает», а также сериал «Из чего это сделано». Там рассматриваются новые технологии и методы создания тех или иных вещей. Сам я посмотрел эти сериалы лет пять назад и узнал много нового.