Светлана Болотникова. О работе актера и театре

 
 

Актриса театра и кино

– Актер и артист — синонимы?
– Я бы сказала, что артист — более широкое понятие. Актер играет в кино или театре, а артист может выполнять множество задач: читать стихи, быть ведущим и т.д.

– Что входит в обязанности актера?
– Если мы возьмем актера, к примеру, профессионального государственного театра, то его задачи — приходить на репетицию, участвовать в чтении пьесы, получить от режиссера свою роль, а затем добросовестно работать над ней, вовремя выучить текст и, наконец, сыграть в спектакле.

– Как актер вживается в роль?
– Это зависит от каждого конкретного человека, от того, как он подходит к работе над ролью. Существуют разные школы, и далеко не все из них говорят, что обязательно душевно отдаваться образу. По мнению некоторых, актеру достаточно соблюдать правильный порядок действий, чтобы зритель сказал «я этому верю».
Кроме того, есть у актеров такое понятие — «я в предлагаемых обстоятельствах». То есть, эти люди погружают свой образ в предлагаемые сценарием обстоятельства, и действуют исходя из них. У нас есть много актеров, которых мы считаем великими, но на самом деле они играют самих себя. Тех, кто может погрузиться в неблизкий ему образ, переиначить себя — единицы.

– Как быстро актер входит в роль?
– По-разному. У меня бывало, что я осваивала роль даже за 2–3 дня. Обычно такое происходит, когда роль прилетает неожиданно. Коллега по труппе заболел, или ему понадобилось срочно уехать, и тогда приходится быстро готовиться, чтобы его подменить.

– Если актер является членом театральной труппы, он непременно получает роль в каждом спектакле, за который берется его коллектив?
– Нет, не обязательно. Чтобы задействовать всех участников, в сезон обычно ставится несколько работ. В этом плане очень спасают сказки — их ставить гораздо быстрее, чем вечерние драматические спектакли. Кроме того, сказку можно сделать многочисленной и таким образом дать всем работу.

– Может ли актер параллельно играть в нескольких спектаклях?
– Конечно, может, ведь это его хлеб. Сегодня очень немногие работают на ставке, у большинства зарплата зависит от количества спектаклей, в которых они участвуют.

– Как долго «живет» спектакль?
– Это зависит от успеха постановки. Например, в нашем репертуаре есть сказка в стихах, и, по-моему, она просто бессмертная — мы ее периодически показываем уже более 25 лет.

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать актером?
– Можно поступить на актера театра и кино. На мой взгляд, лучшие учебные заведения в Москве — это Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, Театральный институт имени Бориса Щукина и РАТИ имени Луначарского, бывший ГИТИС.
Впрочем, чтобы стать артистом, образование не обязательно, если ты артист по своей природе. Воспитывает артиста преданность профессии и постоянная практика, умение наблюдать, перенимать. Человек может закончить вуз, но, придя в театр, он продолжает учиться. Например, моей дебютной ролью была Софья в «Недоросле». Я с детства в театре: сначала играла в детской студии, потом училась в вузе. И это мне не помогло: было так страшно на премьере, что я думала, не выйду на сцену.

– На какие предметы стоит делать упор школьнику, который хочет стать актером?
– Своим детям я рекомендовала овладевать какими-то дополнительными умениями, ведь тогда они будут более ценны, чем актеры, которые этих вещей не умеют. Например, стоит научиться танцам, освоить вокал или какой-либо музыкальный инструмент. Владение своим телом и умение проявить себя — это важно для артиста.

– Какие компетенции нужны актеру?
– Мне кажется, актер должен быть бесшабашным, нестандартным, харизматичным. Таким человеком будут интересоваться люди, будут тянуться к нему, даже если он просто прошел мимо.

– Где начинающему актеру лучше искать работу?
– Вузы устраивают прослушивания для недавно выпустившихся студентов. На них приходят режиссеры и ищут типажи, которые им нужны для реализации своих проектов.
Если же новичка не заметили на показах, он может самостоятельно начать ходить во все театры, предлагать свою кандидатуру и пробиваться.

– Какой карьерный путь может быть у актера?
– Сегодня карьерный путь актера зависит от того, насколько он засветился в телевизоре. Благодаря узнаваемости увеличивается и гонорар. Хотя у нас с супругом (он тоже актер) получился иной карьерный путь: мы создали свой театр.

– Почему вы решили создать свой собственный театр?
– В какой-то момент захотелось ни от кого не зависеть. Конечно, меня многие отговаривали. Бывшие педагоги из ГИТИСа предупреждали: «Прежде чем говорить о том, что ты будешь создавать свой театр, ты посчитала, сколько своих театров создано и сколько выжило?» Я сказала, что мне это не интересно. Мне всегда неинтересны такие вещи, когда я начинаю о чем-то мечтать.

– С какими трудностями сталкивается актер?
– Актерская профессия — это большой труд. Например, актер не может не прийти на репетицию просто потому, что он не выспался, заболел, или у него появились какие-то дела. Если он так сделает, то подведет коллектив. Поэтому приходится себя заставлять.
Кроме того, нужно постоянно общаться с людьми. Сейчас я, например, устаю от этого и порой начинаю искать себе занятия, которые дадут мне независимость от людей. Например, пеку пироги и ни с кем не общаюсь. Но, к счастью, усталость проходит, и снова хочется общаться и придумывать новые проекты.

– Будут ли актеры востребованы в ближайшем будущем?
– Увы, каждый год выпускается немало талантливых актеров, но их нигде не ждут. Поэтому успешность человека напрямую зависит от того, насколько активно он работает над собой, способен ли он попасть в струю. Конечно, это все непросто, но я никогда не жалела о выборе профессии.

– Какие театральные студии вы можете порекомендовать старшеклассникам?
– Я считаю, незачем человеку, который хочет стать актером, идти в театральную студию. Пускай бы лучше пошел в музыкальную школу. Потом на собеседовании он скажет, что умеет играть, к примеру, на гитаре и фортепиано, и будет смотреться куда выигрышнее других кандидатов. Ему смогут предложить сыграть больше образов.
А недавно в «Доме поэтов» мы решили открыть свою необычную студию. Она не будет похожа на остальные студии, где детей учат, как правильно двигаться и что говорить. Нет, мы будем учить их чувствовать текст, понимать его. Если человек будет понимать, о чем он говорит, если ему будет нравиться находиться на сцене, то все получится.
Я уже пробовала таким образом работать с детьми — не «натаскивать» их к выступлению, а понимать смысл. В итоге ребята выиграли конкурс чтецов «Открытая книга» и поехали в Артек.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят стать актерами?
– У нас в «Доме поэтов» однажды состоялся просмотр фильма с психологом. Специалист вместе со зрителями рассматривал фильм с психологической точки зрения, разбирал поступки героев. Думаю, такие мероприятия полезны и для актеров, для лучшего погружения в образы. Заставляет задуматься, почему актер такую роль играет, почему он в ней такой.
А из недавно просмотренного мне понравилась «Легенда о пианисте». Он очень интересен взаимоотношениями между персонажами, тем, как актеры играют. Порой становится непонятно, то ли человек действительно болен, то ли настолько достоверно играет.

Отрасли: 
Культура и искусство
 
37
Профессий: 26
Профессии: 
Актер/актриса
 
45
Культура и искусство